Использование 3D принтера в бизнесе. От идей до заказов.

бизнес на 3д принтереЧеловечество неумолимо стремится в сторону технического прогресса. Открытия новейших технологий позволяют сделать жизнь человека удобнее и проще добиваться поставленных задач. Вспоминая о техническом прогрессе, люди часто говорят о его обратной стороне – безработице. Действительно, уходит в забвение много профессий, особенно ручного труда, где людей заменяют машинами и роботами. Кажется, экономическая выгода от этого имеется только у владельцев бизнеса, так ли это?  Любой инструмент можно использовать с разных сторон.  Такое устройство, как 3D-принтер может помочь человеку открыть свой бизнес при этом с относительно низкими затратами.
Особенностью этого устройства является – возможность печати изделия по компьютерному макету. Таким образом, любой желающий может открыть такое «мини-производство» и стать настоящим бизнесменом. Чтобы понять, как к этому прийти, поможет четкий бизнес-план, но все по порядку.

Что такое 3D-принтер?

3D-принтер – это устройство, позволяющее создавать реальные модели по заданному на компьютере образцу. Формат компьютерного образца – STL-файл. Печать, а точнее создание модели, производится в трехмерном измерении. Данное устройство можно смело назвать «умным станком».  Возможности 3D-принтера более чем высокие. Материалом для 3D-принтера могут служить порошок, гипс, фотополимер, воск, шоколад и пр., в зависимости от цели использования и типа принтера. Для бюджетных моделей, часто используют АВС-пластик, это прочный и одновременно эластичный материал. Обычно продается в виде порошка, или нитей, намотанных на специальную катушку. При использовании ABC-пластика есть и недостаток, снижение прочности под ультрафиолетом. Также применяют поликапролактон, он быстро твердеет и имеет невысокую температуру плавления.
3D-печать используются во многих сферах и областях, таких как медицина (создание части скелета человека, протезирование, имплантация и пр.), строительство, мелкосерийное производство, архитектура, сфера искусства, создание аксессуаров и пр. Даже в пищевом производстве 3D-принтер является незаменимым помощником.

Как все начиналось.

Первый 3D принтер был изобретен в 1996 году в стенах Массачусетского технологического института, машину звали ACTUA20100. Она была крайне медлительна, стоило увеличить скорость, как тут же падало качество. Оптимальное соотношение качества и скорости удалось достичь лишь в 2005 году. Далее появляется 3D-принтер «Reprap», который может печатать свои же детали, своего рода удобная функция «самовосстановления». Трёхмерные принтеры с достаточно высоким качеством изделий появились только в 2005 году. В 2008 году появилась модель наполовину способная воссоздать саму себя, поскольку могла делать половину своих деталей. На сегодняшний день, 3D-принтеры способны на большее. Их разновидностей уже более сотни, некоторые из них применяются в строительстве домов и крупных объектов.
Изделия, напечатанные на 3D-принтере, выполняются максимально точно, но методики их создания различны. Как правило, выделяют 5 типов производственных техник 3D-принтера:

  1.  FDM — послойное наплавление пластиковой нити, т.е. слой за слоем формируется нужный прототип;
  2. SLA — стереолитография — метод основан на облучении жидкой фотополимерной смолы лазером для создания твердых физических моделей, считаются наиболее дорогостоящими.
  3. EBM – электронно-лучевая плавка, где плавление металлического порошка происходит электронным лучом в вакууме.
  4. LS (лазерное спекание) – технология изготовления изделий происходит за счет плавления порошка под действием лазерного излучения;
  5. DLP – это цифровая светодиодная печать. Она проецирует изображение целого слоя до затвердевания полимерной смолы, после этого наносится новый слой материала и проецируется изображение нового слоя цифровой модели. Эта методика является более бюджетной.

3D-принтер как бизнес в домашних условиях.

При покупке 3D-принтера, важно заранее уточнять можно ли хранить устройство дома. Есть специфичные материалы, которые могут быть токсичны. Например, ртутные сплавы и прочее. Если принтер разрешается использоваться в домашних условиях без вреда для здоровья, то остается определить бизнес-план и действовать. Для начала, лучше заранее определить какую продукцию интересно изготавливать.
Для первых изделий обычно приобретают бюджетные модели 3D-принтеров, у них размер изделий не превышает габариты бруска хлеба. После успешного запуска продаж, уже можно рассматривать более дорогие модели с увеличением производительности и возможностей.
Наиболее ходовые товары, которые с легкостью можно напечатать на 3D-принтере – чехлы на телефон, аксессуары, архитектурные макеты, дизайнерскую посуду, игрушки, создание силуэта по фото человека. Стоит отметить, что индивидуальные подарки давно вошли в обиход, спрос на них растет день ото дня. Уникальным предложением будет создание сувенирной продукции для конкретных компаний для поддержания бренда. Казалось бы, все изделия продаются в открытом доступе, их легко купить и перепродать, но индивидуальность продукции является главным преимуществом этого вида деятельности.

Пример бизнес-плана.

Бизнес план по созданию бизнеса с использованием принтера, как и с любым другим видом коммерции, лучше начинать с расчета затрат и периода окупаемости бизнеса. Для начала, важно составить смету, включающую в себя список расходов на приобретение самого 3D-принтера и расходных материалов. Далее производится анализ рынка, а точнее конкурентов. Например, выбор производимой продукции пал на индивидуальные чехлы для телефонов. Мониторинг подобных предложений в интернете даст понять на что ссылаются конкуренты. Благодаря данному анализу, можно выбрать стратегию продвижения, т.е. сформировать уникальное предложение, которое будет выгодно отличаться от конкурентов, например, наличием дополнительных услуг или опций.

В расчеты также следует включить затраты на рекламу, это важная часть ежемесячных расходов, нужная аудитория должна знать о товаре. Идеальным вариантом будет представление конечного потребителя, а именно: пол, примерный возраст, география, типаж, особенности, нужды и потребности. Все это позволяет быстрее и качественнее найти покупателей, при этом подать информацию о товаре на языке пользователя.

Схематично, затраты можно представить так:
• Юридические: на регистрацию юридического лица или ИП
• Расходы на покупку самого 3d принтера
• Затраты на расходные материалы, стоит учесть, что покупать нужно несколько цветов пластика. Светлые оттенки (белый цвет) используется чаще, в отличие от других цветов, поэтому его стоит закупить с запасом.

  • Издержки на продвижение. Помимо рекламы, сюда следует включить фирменный сайт и стоимость его обслуживания.
  • Итого, общая сумма расходов.
  • Итого, ежемесячная сумма расходов.

Далее, рассчитывается цена единицы изделия с учетом наценки. Можно рассчитать цену изделия за 1 грамм расходного материала.
После этого, формируется наиболее приятный расчет – прогноз прибыли. Для этого, лучше идти от затраченного времени на печать 1 грамма пластика. Как правило, это 10 минут. Логично, что чем дольше работает принтер, тем больше прибыли он может принести. Важно при этом, чтобы ежемесячные расходы были покрыты с прибылью, для этого и производится расчет.
Если 1 изделие весит 10 грамм, то для его производства понадобится 100 минут или 1 час и 40 минут, т.е. за 24 часа 3D-принтер сможет напечатать около 17 изделий. Например, если каждое изделие стоит 1000 рублей, из которых допустим, 50% уходит на расходы по обслуживанию принтера, то чистая прибыль с одного изделия составляет 500 рублей. 17 изделий даст доход в 8500 рублей. За месяц потенциальный доход составит 255 000 рублей. Безусловно, расчет ведется с учетом покупки данных изделий, поэтому на продвижение товара денег лучше не жалеть.

В целом, схема довольно простая. Пользователь 3D-принтера становится производителем и не зависит от посредников. Такая схема бизнеса относительно безопасна. Главным вопросом является выбор ниши, позиционирование товара и его продвижение. Дополнительным плюсом является отсутствие расходов на персонал и помещение (если устройство разрешено иметь дома).  Также данный формат избавляет от необходимости искать производителей или дилеров для покупки продукции, чем меньше посредников, тем лояльнее цена и мобильнее бизнес.